Случается, что при осуществлении платежа по ОПВ (особенно, когда используется мобильное приложение банка) может быть введена неверная сумма, превышающая нужное значение. Что в этой ситуации делать: оставить излишек на счете и просто не вносить платеж в следующем месяце или же инициировать возврат переплаченной суммы?
Взглянем на нормативные акты: Правила и сроки расчета, удержания и перечисления ОПВ, ОППВ в ЕНПФ, утвержденные Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 года.
Согласно пунктам 19-23 данного акта, в случае выявления налоговым агентом ошибок или получения письменного обращения вкладчика (получателя) о допущенных ошибках при расчете и перечислении сумм ОПВ, агент обязан внести корректировки в последующие перечисления ОПВ.
Это означает, что если работник, по которому была произведена чрезмерная выплата ОПВ, продолжает трудиться, и в будущем необходимо будет снова перечислять пенсионные отчисления, то излишек может быть оставлен на счете. В следующие месяцы может быть предусмотрено отсутствие платежей по ОПВ или же доплата недостающей суммы до рассчитанной за предстоящий месяц.
Однако, если переплата сделана за работника, о котором не планируются будущие выплаты ОПВ, необходимо корректировать лишнюю сумму, подавая заявление в ГК «Правительство для граждан» на возврат ошибочно перечисленных ОПВ в соответствии с формой, указанной в приложении 5 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 года.
Заявление можно подать через ЦОН или онлайн на портале Egov.kz.
Для оформления обращения через портал потребуется:
· авторизоваться на портале;
· перейти в разделы «Главная», «Гражданам», «Социальное обеспечение», «Пенсионное обеспечение»;
· выбрать опцию «Возврат ошибочно зачисленных сумм ОПВ или пени».
После этого следует нажать кнопку «Заказать услугу онлайн».
Заявка на возврат оформляется в Кабинете работодателя, однако для её обработки необходимо согласие сотрудника, который подтвердит свое согласие на списание ошибочно зачисленных сумм со своего индивидуального пенсионного счета. Согласие предоставляется в личном кабинете на портале Egov.kz. Без выполнения этой процедуры запрос на возврат не будет рассмотрен.
В обращении о возврате ошибочно зачисленных сумм ОПВ работодатель (агент) должен предоставить следующие данные:
· наименование и реквизиты агента БИН/ИИН;
· реквизиты платежных документов, в которых были допущены ошибки (номер, дата и сумма);
· данные вкладчика (получателя), с индивидуального пенсионного счета которого осуществляется возврат;
· сумма, подлежащая возврату.
Срок выполнения услуги при обращении в ГК «Правительство для граждан» лично (через ЦОН) составляет 15 рабочих дней, через портал - 12 рабочих дней.
Кроме того, важно следить за сроками подачи заявления на возврат, так как они могут быть ограничены. Изменения в законодательстве относят к важным аспектам, поэтому рекомендуется периодически проверять актуальность информации и правил. Если у вас остались вопросы или возникли сомнения на каком-либо этапе, всегда полезно обратиться к профессионалам.
Таким образом, решение о том, что делать с излишками по ОПВ — оставить их на будущие платежи или вернуть — лежит на работодателе.
Если вам нужна консультация опытного бухгалтера или налогового консультанта, специалисты «Mybuh.kz» окажут необходимую помощь. Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в рабочие часы.