Двойные ценники: международные маркетплейсы под прицелом новых правил

24-10-2025, 03:40 Бизнес 7 Айгерим
С 10 октября новые правила внутренней торговли в Казахстане требуют указывать две цены на товары при рассрочке, если она предоставляется продавцом. Однако это не касается маркетплейсов, где рассрочка осуществляется банками. Вопросы комиссий и услуг маркетплейсов также обсуждались.

Двойной ценник не распространяется на маркетплейсы

Первый вице-министр торговли и интеграции РК Айжан Бижанова разъяснила вопрос двойного ценника.

С 10 октября вступили в силу новые поправки в Правила внутренней торговли, разработанные Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан. Изменения направлены на повышение прозрачности ценообразования и защиту прав потребителей при покупке товаров в рассрочку. Теперь при оформлении ценников субъекты внутренней торговли указывают одну цену за товар, за исключением случаев акций, скидок и продажи в рассрочку за счёт собственных средств продавца.

"Если рассрочка предоставляется за счёт собственных средств продавца, то на ценнике должны быть указаны две цены — при оплате сразу и при покупке в рассрочку. Это позволит покупателю чётко понимать, сколько он платит за сам товар, а сколько — за возможность приобрести его в рассрочку", - отметила Айжан Бижанова.

Такая норма особенно актуальна для дорогостоящих товаров, реализуемых напрямую продавцами: автомобилей, массажных кресел, ювелирных и меховых изделий, бытовой техники и других. В этих случаях продавец самостоятельно несёт риски по рассрочке и вправе отражать их в цене товара.

Если же речь идёт о продаже товаров через электронные торговые площадки (маркетплейсы), синхронизированные с банками второго уровня, то рассрочка предоставляется не продавцом, а банком — за счёт заемных средств, на основании договора займа между банком и покупателем.

В этом случае отношения сторон регулируются Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), и кредитный договор должен соответствовать всем пруденциальным требованиям. Таким образом, новые правила касаются только рассрочек, предоставляемых самими продавцами, и не распространяются на банковские рассрочки, оформляемые через маркетплейсы.

Кроме того, в ходе встречи были затронуты вопросы, касающиеся комиссий маркетплейсов и перечня предоставляемых ими услуг, а также взаимодействия с банками второго уровня и микрокредитными организациями.

Поделиться:
Все изображения и материалы в публикации получены из открытых источников. Если вы являетесь правообладателем, ознакомьтесь с информацией для правообладателей.
Популярные новости