Самозанятые 2027: удержание соцплатежей банками и новый порядок налогового администрирования
Изменения в налоговом администрировании самозанятых
С 1 января 2027 года в Казахстане планируется изменить порядок налогового администрирования самозанятых. Проект изменений в Налоговый кодекс предполагает расширение участия банков и операторов интернет-платформ в исполнении налоговых обязательств самозанятых.
Автоматизация налогового администрирования
Если поправки будут приняты, налоговое администрирование самозанятых станет более автоматизированным:
- банки будут передавать налоговым органам сведения об открытии и закрытии счетов;
- банки и операторы интернет-платформ будут выполнять функции налоговых агентов;
- ИПН и социальные платежи будут удерживаться и перечисляться при получении доходов через соответствующие платформы и банковские организации;
- платформы и банки должны будут обеспечить интеграцию с мобильным приложением для формирования чеков;
- информация о применении СНР для самозанятых станет доступной в открытом виде.
Уведомление об открытии счетов
Предлагается дополнить статью 55 Налогового кодекса. Банковские организации должны будут уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии банковских счетов лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых. Это позволит налоговым органам своевременно идентифицировать самозанятых и контролировать соблюдение условий применения специального налогового режима.
Расширение круга налоговых агентов
Одно из основных изменений — расширение круга налоговых агентов. Операторы интернет-платформ, принимающие оплату за работы или услуги самозанятых, а также банковские организации будут признаваться налоговыми агентами. Они будут удерживать и перечислять за самозанятых социальные платежи, предусмотренные Социальным кодексом и платежи в системе обязательного социального медицинского страхования.
Интеграция с мобильным приложением
Проект также предусматривает, что операторы интернет-платформ и банковские организации должны обеспечить интеграцию со специальным мобильным приложением. Это необходимо для формирования и выдачи чеков по выполненным самозанятыми работам и оказанным услугам, что позволит автоматизировать налоговые обязательства в момент получения дохода.
Доступ к информации о СНР
Еще одно изменение касается пункта 14 статьи 716 Налогового кодекса. Предлагается обеспечить открытый доступ к информации о применении СНР на основе упрощенной декларации, а также СНР для КФХ и СНР для самозанятых. Это позволит лицам, выплачивающим доход самозанятым, определить применяемый специальный налоговый режим.
В результате ИПН у источника выплаты не должен удерживаться с доходов лиц, которые самостоятельно исполняют налоговые обязательства в рамках применяемого СНР. Такой механизм позволит избежать случаев двойного налогообложения и обеспечить корректное применение налогового законодательства.
На данный момент речь идет о проекте изменений в Налоговый кодекс, которые планируется ввести в действие с 1 января 2027 года.