Жизнь после ядерного взрыва и мифический конь – казахстанец задает тренды в искусстве

Живопись и литература взаимосвязаны, хотя и редко пересекаются непосредственно. Однако возможно ли сделать слова главными элементами картины? Молодой художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, нашел свой собственный подход. Он превращает тексты казахстанских авторов в изящные графические работы в современном стиле.
Произведения QYZYLZHEBE заставляют зрителя внимательно смотреть на картины, пытаясь понять замысел автора и значение каждой части. Ответ кроется на поверхности картины в стихотворных строках, раскрывающих основную идею.
Мы продолжаем рубрику "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte, чтобы обсудить уникальный стиль молодого художника.
"Болашак" - какое будущее меня ждет?
На выставке KERISINŞE в Forte Kulanshi Art Space (Астана) представлены работы Даулбаева. Особое внимание привлекла картина "Болашак", состоящая из трех полотен, отражающих авторское видение будущего. На одном из них изображен размытый "гриб" от ядерного взрыва.
"Это зима после ядерного взрыва. У меня возникли мысли о том, что, возможно, я уйду из жизни незаметно. Я решил изображать "гриб" взрыва, чтобы он остался в памяти людей. Это, конечно, неэтично. Меня также волновала геополитическая ситуация в мире. Этот гриб символизирует страх перед глобальной войной, который, видимо, присутствует в каждом из нас. Здесь также есть строки из стихотворения Абая, где зима изображена в образе человека", - делится Ильяс.
Второе изображение представляет собой казахский гроб, используемый в 18-19 веках.
"Это вариант, в котором я буду предан забвению. Он показался мне красивым, и я выбрал именно его. Это интерпретация моего будущего, не глобального, а личного", - отметил он.
Третий вариант представляет собой ромб внутри квадрата, где в центре ромба изображена некая энергетическая сущность.
"Ромб состоит из стихотворений – они задают настроение. Другое изображение характеризует мои импульсивные порывы. Это наиболее сбалансированный, можно сказать идеальный вариант моего будущего", - объясняет QYZYLZHEBE.
Следует отметить, что две из трех картин выполнены в квадратной форме, а одна — в круглом. Ильяс признался, что просто использовал оставшийся круглый холст. На все три работы он потратил месяц времени. Во время работы у него даже пошла кровь, поэтому в картинах вложены его физические усилия. Если сказать, что картины созданы с трудом и страстью, это будет правдой.
Отсутствие перспектив как катализатор
Художник рассказывает о начале своего творчества. Он упоминает, что некоторое время работал на складе, и тогда ему было важно его неясное будущее.
"Эта работа подразумевала "сизифов труд" - все усилия уходили в никуда. Я вытаскивал вещи и пополнял торговый зал, это была бесконечная рутина. Мне хотелось, чтобы моя работа имела значение. Я всегда хотел созидать. Меня спасали книги – отец прививал мне любовь к чтению разной литературы. Я также читал казахскую литературу бабушке, у которой было плохое зрение", - рассказывает QYZYLZHEBE.
Он обучался в школе с уклоном на казахскую литературу, его любимыми авторами стали Нурпеисов, Макатаев, Сулейменов и ряд зарубежных писателей. Однако любовь к отечественной литературе возникла не сразу.
"Позже мне стало интересно познакомиться с чем-то родным. Я понял, что казахские писатели – это олицетворение нашей ментальности. В начале я занимался дизайном, чтобы делиться впечатлениями о прочитанных книгах в социальных сетях, не догадываясь, что это окажется искусством", - объяснил Ильяс.
Одной из его первых работ стала картина о чувствах известного казахского акына Биржана-сала, когда он писал песню "Темиртас". Даулбаев изобразил человека, привязанного к юрте, и его мысли.
"Когда я закрыл глаза, у меня возникло множество слов. Работа выглядит как черное облако слов на белом фоне. Это и сформировало мой стиль с большим количеством текста, отражающим интерпретации мыслей в образах картин. Я не знаю, был ли этот подход ранее, но я ни у кого его не заимствовал", - уточнил QYZYLZHEBE.
Картина-оберег
Произведение "Кулагер" изображает крылатого коня с орнаментом по центру. Работа отличается большими размерами – 3 метра в длину и 1 в высоту. Для полного понимания картины "Кулагер" необходимо рассматривать её как с расстояния, чтобы оценить масштаб, так и вблизи, чтобы увидеть строки, покрывающие холст.
По словам Ильяса, прообразом послужил трагически погибший конь акына Акана Серы, о котором поэт написал в своих произведениях.
"Эта картина символизирует носителей идей – тех, кто стремится к переменам, которых могут уничтожить из зависти. В центре находится орнамент „Тумар“ как оберег от разрушительных чувств. Кулагер олицетворяет светлые умы, борющиеся за культуру и идеалы. Их часто не принимают и нередко уничтожают из страха перед их свободомыслями. Вся картина – своего рода оберег, который привлекает внимание," - отметил художник.
Литературный аналог "Кулагера" – красивый жеребец, который опережал и был сильнее остальных. Конь стал жертвой завистливых людей.
"Мне интересны отношения между Аканом Серы и его конем. У него есть произведение "Кулагер", в котором собраны все эмоции, связанные со смертью четвероногого друга. Конь на протяжении веков был верным спутником казахов, с которым у них были особые связи," - подчеркнул Даулбаев.
Техника QYZYLZHEBE и цветовая гамма
На первый взгляд может показаться, что создание картины с помощью компьютерной программы затем ее переноса на холст – это несложный процесс. Однако это трудоемкая работа.
Сначала художник рисует свои работы на компьютере, затем выводит их на специальную бумагу и с помощью пресса переносит на грунтованный холст.
Приведем пример для лучшего понимания процесса.
"Вспомните детские фантики от жвачек – их нужно было мочить, накладывать на руку, и изображение переносилось на кожу. Здесь похожий процесс, но нужно втереть полотно размером три метра на метр. Например, над картиной "Кулагер" я работал полгода. У меня было четыре варианта этой работы, здесь представлен лучший. В предыдущих вариантах что-то меня не устраивало — цвет или потертости," - говорит он.
Большинство картин на выставке KERISINŞE выполнены в серо-белых тонах, что может указывать на его предпочтения в цветах.
"У меня нет любимого цвета – мне нравится вся палитра. В детстве меня привлекали черный и желтый, поскольку у отца был мотоцикл этих цветов. Став дизайнером, я понял, что все цвета прекрасны. Возможно, когда-нибудь я создам картины в розовом цвете," - заключил Ильяс.
Фото: Роман Павлов
-
В Астане 18 мая 2025 года пройдет BI Марафон после длительного перерыва16-05-2025, 14:10 7
-
Экс-депутат Беленцева осуждена на 8,5 лет за хищение более 8,5 миллиардов тенге14-05-2025, 17:00 4
-
Ограничение движения введут на улицах Астаны 7 мая3-05-2025, 13:23 27
-
Наследный принц Абу-Даби прибыл в Казахстан с визитом11-05-2025, 20:51 15
-
Генсек компартии Вьетнама прилетит в Астану2-05-2025, 17:08 8