Парковка в Казахстане: где же найти место для авто, если даже квартиры в очереди?

В крупных городах Казахстана стоимость парковочных мест сопоставима с ценой квартир. Эксперты отмечают нехватку паркингов из-за устаревших норм строительства и недостатка мест в жилых комплексах. Проблема актуальна и за границей.
Парковка в Казахстане: где же найти место для авто, если даже квартиры в очереди?

Сегодня владеть автомобилем стало проще, чем найти для него место. В крупных городах Казахстана, таких как Астана, Алматы и Шымкент, стоимость парковочного места сопоставима с ценой на квартиру. Свободные участки во дворах становятся предметом борьбы за квадратные метры. Почему паркинги стоят миллионы, а мест на всех не хватает, разбирался корреспондент.

Цены на паркинги в мегаполисах

По словам эксперта в области недвижимости, директора консалтинговой компании, цены на паркинги в Астане, Алматы и Шымкенте примерно одинаковы.

"В Астане стоимость варьируется от 1 до 15 миллионов тенге – паркинг здесь может стоить как однокомнатная квартира. В Алматы ситуация аналогичная. В Шымкенте паркинг можно найти по цене от 1 до 10 миллионов. Средняя стоимость паркингов во всех трех городах составляет от 3 до 5 миллионов", - отметил эксперт.

Будут ли паркинги дорожать?

Эксперт подчеркивает, что стоимость паркингов не растет так же быстро, как цены на жилье. Это связано с тем, что паркинг не рассматривается как инвестиция. Например, аренда паркинга в Астане стоит от 15 до 40 тысяч тенге в месяц, причем за 40 тысяч можно снять место в элитном жилом комплексе, где квартир больше, а парковочных мест меньше.

Фото: depositphotos.com

"В Алматы показатели схожи. Большинство людей не готовы платить за паркинги, так как это дополнительная финансовая нагрузка при покупке жилья", - добавил эксперт.

Наибольший спрос на паркинги наблюдается с наступлением холодов, особенно в Астане. Поэтому цены на них меняются не так динамично, как на жилье.

Почему не хватает мест для парковки?

Часто люди покупают автомобили, но сталкиваются с проблемой отсутствия парковочных мест. Места во дворе могут быть заняты, а на внутридомовой парковке у каждого места уже есть свой владелец. Иногда проще продать машину, чем найти для нее место.

"Количество паркингов в жилых комплексах регламентируется строительными нормами. В классификаторе жилья есть коэффициент, привязанный к площади жилого комплекса. Чем дороже жилье, тем больше парковочных мест должно быть. Однако паркинг – это затратная часть любого строительного проекта, и его маржинальная доходность не такая большая. Поэтому лишних паркингов никто не строит", - пояснил эксперт.

Кроме того, недостаток паркингов также связан с устаревшими строительными нормами. Например, площадь одного парковочного места должна составлять около 20 квадратных метров, но этот стандарт часто не соблюдается, что создает неудобства для водителей.

"В некоторых проектах площадь парковочного места может быть 17 или даже 16 квадратных метров, что затрудняет открытие дверей автомобилей", - добавил эксперт.

Сравнение с зарубежными стандартами

В европейских странах существуют поправочные коэффициенты, которые учитывают рост числа автомобилей и изменяют требования к застройке, увеличивая количество парковочных мест. Тем не менее, и в Европе существуют проблемы с паркингами.

"Эта проблема характерна для любого мегаполиса нашей планеты", - заключил эксперт.

Проблемы во дворах

Во дворах, где нет шлагбаумов, ситуация усугубляется тем, что парковочные места часто занимают посторонние водители.

Фото: depositphotos, автор Stocksolutions

"Мы постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Основная трудность не только в том, что невозможно припарковаться в собственном дворе, но и в неудобствах для пешеходов. Машины перекрывают тротуары и портят внешний вид дворовых территорий. Это серьезная проблема, которой должны заняться местные власти", - подытожил эксперт.

Лев Тетин - генеральный директор консалтинговой компании, известный казахстанский эксперт в сфере недвижимости. Он регулярно дает прогнозы о ценах на недвижимость.