Казахстан: когда облака становятся трамплинами для роста

Казахстан начинает развивать концепцию городской воздушной мобильности (UAM) и экономики малых высот (LAE). В Астане пройдет международный форум, где обсудят внедрение аэротакси и дронов, а первым городом для тестирования станет Alatau City.
Казахстан: когда облака становятся трамплинами для роста

Несколько лет назад концепция аэротакси казалась чем-то из области фантастики. Однако сегодня многие страны Азии, Европы и Ближнего Востока активно разрабатывают инфраструктуру для городской воздушной мобильности. Первые коммерческие рейсы электрических летательных аппаратов вертикального взлета (eVTOL) уже осуществляются в таких городах, как Дубай, Сингапур и Токио. Казахстан также начинает осваивать этот тренд: 29 мая в Астане на международном форуме будет обсуждаться развитие городской воздушной мобильности и экономики малых высот.

Что такое UAM и LAE?

Urban Air Mobility (UAM) — это концепция, предполагающая использование электрических вертикально взлетающих аппаратов, дронов и автономных воздушных такси для перевозки людей и грузов в городах. Изначально разработанная NASA в США, эта идея нашла отклик и в других странах, таких как Китай и Израиль, где также реализуются аналогичные проекты.

Экономика малых высот (Low Altitude Economy, LAE) охватывает широкий спектр услуг и решений, работающих на высоте до 3000 метров, включая грузовые дроны и аэротакси. По прогнозам, рынок LAE в ближайшие пять лет может достичь десятков миллиардов долларов.

К основным преимуществам UAM относятся:

  • Снижение пробок за счет перелетов над городом;
  • Экологичность благодаря использованию электрических двигателей;
  • Быстрая доставка: в среднем 30 км за 10-15 минут.

Однако существуют и проблемы, такие как необходимость регулирования полетов и высокая стоимость, что делает технологии доступными в основном для бизнес-сегмента. На рынке уже работают несколько ведущих компаний, таких как Joby Aviation, Volocopter и Archer Aviation.

Для успешного внедрения UAM важны не только технические решения, но и стратегическое понимание, правила безопасности и интеграция с существующей транспортной системой.

Иллюстрация: Nasa.gov

Где может быть реализована UAM в Казахстане?

Министерство транспорта Казахстана рассматривает возможность создания центра тестирования летательных аппаратов, что позволит развивать компетенции в области UAM. Первым городом, где будут внедряться эти технологии, станет Alatau City, расположенный в 50 км от Алматы. Этот новый город будет изначально спроектирован с учетом современных транспортных инноваций, включая LAE и UAM.

На международном форуме в Астане также будет обсуждаться потенциал Казахстана в области городской воздушной мобильности. Спикеры, включая экспертов из Joby Aviation и других компаний, поделятся своими мнениями о перспективах внедрения этих технологий в стране.

Мнения экспертов о летающем транспорте

Архитектор-урбанист Владислав Филатов отметил, что реализация UAM в Алматы может столкнуться с определенными трудностями, такими как поиск мест для вертипортов. Он подчеркнул, что внедрение летающего транспорта требует комплексного подхода, включая разработку четких правил безопасности и интеграцию с существующей городской инфраструктурой.

По мнению командира воздушного судна Виталия Евгеньева, среда на малой высоте в Алматы менее предсказуема, чем на высоте. Он отметил, что добавление летающих такси потребует новой инфраструктуры и строгого контроля за воздушным движением.

Руководитель проектного офиса авиационного учебного центра "Академия ГА" Бахтияр Кучкаров добавил, что для успешного внедрения UAM необходимо создать систему управления воздушным движением, которая позволит отслеживать все воздушные аппараты в реальном времени.

Таким образом, внедрение городской воздушной мобильности в Казахстане открывает новые возможности, но требует тщательной проработки всех аспектов, включая безопасность, инфраструктуру и взаимодействие с существующими транспортными системами.