Казахстан: когда небо становится дорогой, а мечты — реальностью

Летающие автомобили становятся реальностью в Казахстане. Концепция Urban Air Mobility (UAM) включает использование eVTOL для перевозки людей и грузов. Эксперты обсуждают возможности и сложности внедрения UAM в Алматы, включая инфраструктуру, безопасность и регулирование.
Казахстан: когда небо становится дорогой, а мечты — реальностью

Летающие автомобили, которые долгое время казались лишь фантазией, начинают становиться реальностью. Концепция Urban Air Mobility (UAM) – городская воздушная мобильность – активно развивается по всему миру, и Казахстан не остается в стороне. В частности, Алматы может стать одним из первых городов, где внедрят этот инновационный вид транспорта. Мы поговорили с экспертами, чтобы выяснить, какие сложности и возможности стоят на пути к реализации этой идеи в нашей стране.

Что такое Urban Air Mobility?

Urban Air Mobility (UAM) – это концепция, предполагающая использование электрических вертикально взлетающих аппаратов (eVTOL), дронов и автономных воздушных такси для перевозки людей и грузов в городах. Первоначально UAM была разработана в США, и сейчас аналогичные проекты реализуются в других странах, таких как Китай и Израиль.

Однако UAM включает не только летательные аппараты, но и необходимую инфраструктуру, системы контроля и управления, а также множество технических и социальных аспектов.

Ключевые технологии и преимущества UAM

Основные технологии:

  • eVTOL – летательные аппараты с электродвигателями, не требующие длинных взлетно-посадочных полос;
  • Автономные системы – управление с помощью ИИ и дистанционный контроль;
  • Инфраструктура – вертодромы на крышах зданий и транспортных узлов.

Преимущества:

  • ✅ Снижение пробок за счет перелетов над городом;
  • ✅ Экологичность благодаря электрическим двигателям;
  • ✅ Быстрые перевозки – 30 километров за 10-15 минут.

Проблемы:

  • ⚠️ Регулирование и разработка правил;
  • ⚠️ Шум и безопасность;
  • ⚠️ Высокая стоимость, доступная пока только для бизнеса.

Где реализована UAM к 2025 году

На 2025 год UAM находится на начальной стадии внедрения, но уже есть примеры первых коммерческих сервисов:

Германия

Volocopter (VoloCity) – первый сертифицированный eVTOL (EASA, 2024). Тестовые рейсы в Дюссельдорфе и Мюнхене. Цена: 300-500 евро за рейс.

Китай

EHang (EH216-S) – первый серийный eVTOL с сертификацией CAAC (2023). Туристические маршруты в Гуанчжоу и Шэньчжэне. Цена: 150-300 долларов за полет.

UAM в Алматы: мнения экспертов

Как может быть реализована концепция UAM в Алматы? Мы обсудили это с различными экспертами.

Архитектор-урбанист

"Алматы может стать одним из первых городов, успешно интегрировавших этот инновационный вид транспорта".

Архитектор-урбанист Владислав Филатов выделил несколько ключевых вызовов:

  • Инфраструктура: Алматы окружен горами, что требует разработки безопасных воздушных коридоров и сети вертипортов.
  • Регулирование: Необходимы четкие правила безопасности для летательных аппаратов и пилотов.
  • Общественное восприятие: Внедрение нового транспорта может вызвать опасения у населения.
  • Экономическая целесообразность: Высокая стоимость разработки и эксплуатации летающего транспорта.
  • Интеграция с существующей транспортной системой: Летающие аппараты должны гармонично дополнять существующий транспорт.

Специалист учебного центра

"Внедрение UAM – это переосмысление идеологии передвижения в городах".

Бахтияр Кучкаров, руководитель проектного офиса авиационного учебного центра, отметил, что управление движением в низкоуровневом воздушном пространстве будет сложной задачей. Необходима система UTM для отслеживания всех воздушных аппаратов и управления маршрутами.

Эксперт по БПЛА

"Реалистичный срок для появления сертифицированного пассажирского дрона в Казахстане – 7-10 лет".

Руслан Витвицкий, коммерческий директор компании KazUAV, считает, что перспективы внедрения БПЛА в городскую инфраструктуру высоки, но мешают фрагментарное регулирование и отсутствие инфраструктуры UTM.

Командир воздушного судна

"Среда на малой высоте менее предсказуема, чем на эшелоне".

Виталий Евгеньев, командир воздушного судна, отметил, что добавление летающих такси потребует новой инфраструктуры и строгого контроля, чтобы избежать хаоса в воздушном пространстве.

Эксперт по авиационной безопасности

"Нужно снизить зависимость от человеческого фактора".

Абул Кекилбаев, авиационный эксперт, подчеркнул, что для безопасного внедрения аэромобилей необходимо учитывать как технические, так и человеческие факторы.

Когда ждать UAM в Казахстане?

Министерство транспорта сообщило, что первым городом, где будет реализован проект UAM, станет Алатау. Летательные аппараты eVTOL будут получены в 2026 году для испытаний в климатических условиях Казахстана.

История из Шымкента

Тем временем, шымкентец Филипп Герасимов самостоятельно сконструировал пилотируемый квадрокоптер. Он мечтает о работе в NASA или SpaceX и считает, что его проект может стать шагом к этой цели.

Филипп рассказал, что на создание аппарата ушло три года, и он планирует улучшить его безопасность и функциональность. Его квадрокоптер способен развивать скорость до 120 км/ч и имеет дальность полета до 20 км на одном заряде.

Филипп также отметил, что пока не сталкивался с юридическими трудностями, но надеется, что его проект не вызовет проблем с законом.

Таким образом, будущее городской воздушной мобильности в Казахстане уже начинает формироваться, и, возможно, вскоре мы увидим летающие автомобили в небе над Алматы.