Казахстан: когда небо становится дорогой, а мечты — реальностью

Летающие автомобили, которые долгое время казались лишь фантазией, начинают становиться реальностью. Концепция Urban Air Mobility (UAM) – городская воздушная мобильность – активно развивается по всему миру, и Казахстан не остается в стороне. В частности, Алматы может стать одним из первых городов, где внедрят этот инновационный вид транспорта. Мы поговорили с экспертами, чтобы выяснить, какие сложности и возможности стоят на пути к реализации этой идеи в нашей стране.
Что такое Urban Air Mobility?
Urban Air Mobility (UAM) – это концепция, предполагающая использование электрических вертикально взлетающих аппаратов (eVTOL), дронов и автономных воздушных такси для перевозки людей и грузов в городах. Первоначально UAM была разработана в США, и сейчас аналогичные проекты реализуются в других странах, таких как Китай и Израиль.
Однако UAM включает не только летательные аппараты, но и необходимую инфраструктуру, системы контроля и управления, а также множество технических и социальных аспектов.
Ключевые технологии и преимущества UAM
Основные технологии:
- eVTOL – летательные аппараты с электродвигателями, не требующие длинных взлетно-посадочных полос;
- Автономные системы – управление с помощью ИИ и дистанционный контроль;
- Инфраструктура – вертодромы на крышах зданий и транспортных узлов.
Преимущества:
- ✅ Снижение пробок за счет перелетов над городом;
- ✅ Экологичность благодаря электрическим двигателям;
- ✅ Быстрые перевозки – 30 километров за 10-15 минут.
Проблемы:
- ⚠️ Регулирование и разработка правил;
- ⚠️ Шум и безопасность;
- ⚠️ Высокая стоимость, доступная пока только для бизнеса.
Где реализована UAM к 2025 году
На 2025 год UAM находится на начальной стадии внедрения, но уже есть примеры первых коммерческих сервисов:
Германия
Volocopter (VoloCity) – первый сертифицированный eVTOL (EASA, 2024). Тестовые рейсы в Дюссельдорфе и Мюнхене. Цена: 300-500 евро за рейс.
Китай
EHang (EH216-S) – первый серийный eVTOL с сертификацией CAAC (2023). Туристические маршруты в Гуанчжоу и Шэньчжэне. Цена: 150-300 долларов за полет.
UAM в Алматы: мнения экспертов
Как может быть реализована концепция UAM в Алматы? Мы обсудили это с различными экспертами.
Архитектор-урбанист
"Алматы может стать одним из первых городов, успешно интегрировавших этот инновационный вид транспорта".
Архитектор-урбанист Владислав Филатов выделил несколько ключевых вызовов:
- Инфраструктура: Алматы окружен горами, что требует разработки безопасных воздушных коридоров и сети вертипортов.
- Регулирование: Необходимы четкие правила безопасности для летательных аппаратов и пилотов.
- Общественное восприятие: Внедрение нового транспорта может вызвать опасения у населения.
- Экономическая целесообразность: Высокая стоимость разработки и эксплуатации летающего транспорта.
- Интеграция с существующей транспортной системой: Летающие аппараты должны гармонично дополнять существующий транспорт.
Специалист учебного центра
"Внедрение UAM – это переосмысление идеологии передвижения в городах".
Бахтияр Кучкаров, руководитель проектного офиса авиационного учебного центра, отметил, что управление движением в низкоуровневом воздушном пространстве будет сложной задачей. Необходима система UTM для отслеживания всех воздушных аппаратов и управления маршрутами.
Эксперт по БПЛА
"Реалистичный срок для появления сертифицированного пассажирского дрона в Казахстане – 7-10 лет".
Руслан Витвицкий, коммерческий директор компании KazUAV, считает, что перспективы внедрения БПЛА в городскую инфраструктуру высоки, но мешают фрагментарное регулирование и отсутствие инфраструктуры UTM.
Командир воздушного судна
"Среда на малой высоте менее предсказуема, чем на эшелоне".
Виталий Евгеньев, командир воздушного судна, отметил, что добавление летающих такси потребует новой инфраструктуры и строгого контроля, чтобы избежать хаоса в воздушном пространстве.
Эксперт по авиационной безопасности
"Нужно снизить зависимость от человеческого фактора".
Абул Кекилбаев, авиационный эксперт, подчеркнул, что для безопасного внедрения аэромобилей необходимо учитывать как технические, так и человеческие факторы.
Когда ждать UAM в Казахстане?
Министерство транспорта сообщило, что первым городом, где будет реализован проект UAM, станет Алатау. Летательные аппараты eVTOL будут получены в 2026 году для испытаний в климатических условиях Казахстана.
История из Шымкента
Тем временем, шымкентец Филипп Герасимов самостоятельно сконструировал пилотируемый квадрокоптер. Он мечтает о работе в NASA или SpaceX и считает, что его проект может стать шагом к этой цели.
Филипп рассказал, что на создание аппарата ушло три года, и он планирует улучшить его безопасность и функциональность. Его квадрокоптер способен развивать скорость до 120 км/ч и имеет дальность полета до 20 км на одном заряде.
Филипп также отметил, что пока не сталкивался с юридическими трудностями, но надеется, что его проект не вызовет проблем с законом.
Таким образом, будущее городской воздушной мобильности в Казахстане уже начинает формироваться, и, возможно, вскоре мы увидим летающие автомобили в небе над Алматы.
-
Астана на паузе: улицы замерли в ожидании международного диалога28-05-2025, 17:54 23
-
Судья на пьедестале: как правосудие и спорт соединились в Астане30-05-2025, 19:54 5
-
На перекрестке культур: Казахстан и Италия обменялись приветствиями в аэропорту29-05-2025, 20:54 4
-
Астана на паузе: улицы замерли в ожидании международного диалога28-05-2025, 17:54 23
-
В Астане 18 мая 2025 года пройдет BI Марафон после длительного перерыва16-05-2025, 14:10 20
-
Наследный принц Абу-Даби прибыл в Казахстан с визитом11-05-2025, 20:51 16