Алматы вновь в ритме музыки: фестиваль The Spirit of Tengri на площади Абая 2023

В Алматы прошел фестиваль современной этномузыки The Spirit of Tengri. Подготовка к мероприятию включала монтаж сцены, настройку звука и визуальных эффектов. Артисты из разных стран представили уникальные музыкальные номера, а команда организаторов обеспечила бесперебойное шоу. Впереди второй день фестиваля с участием исполнителей из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Алматы вновь стал центром музыкальной культуры, где на площади Абая стартовал уникальный фестиваль современной этномузыки. Для зрителей это были часы музыкального восторга под открытым небом, а для артистов - сцена, объединившая голоса разных культур. За кулисами же команда работала не покладая рук, решая сотни задач и обращая внимание на тысячи деталей, чтобы создать настоящий праздник.

Мы провели день с теми, кто делает фестиваль возможным, слушая, наблюдая и фотографируя. Теперь расскажем, как это было изнутри.

Фестиваль проходит при поддержке генерального партнера.

Подготовка: монтаж, кофе и инструкции

Подготовка к фестивалю началась за несколько дней до его открытия: сцену возвели заранее, расставили шатры и разметили технические зоны. Площадь пока полупустая, слышны шаги монтажников и хлопоты ремесленников, раскладывающих свои изделия.

На сцене трудятся десятки людей: одни раскладывают кабели, другие проверяют свет и настраивают прожекторы. Все должно быть идеально.

За сценой кипит жизнь: склад, гримерки, шатры и столы с оборудованием. Продюсеры проверяют готовность, координаторы дают инструкции волонтерам, а технический специалист открывает план-схему на ноутбуке.

"Даже самый масштабный фестиваль начинается с небольшой команды из пяти-шести человек, - рассказывает продюсер. - А затем вокруг этой основы выстраивается вся остальная команда. Каждый отвечает за свою зону, и со временем она разрастается до сотни человек".

Он смотрит на сцену, где идет подготовка к саундчеку, и добавляет:

"Мы каждый год стараемся показать культуру других стран через эксклюзивный контент. Если честно взглянуть на карту фестивалей Казахстана, самое уникальное - именно здесь. И ремесло, и этномузыка - все настоящее".

На пультовой, главной зоне управления фестивалем, звукорежиссер работает с самого начала фестиваля.

"Самая большая сложность в том, что это не сольный концерт, - говорит он. - Каждый артист приезжает со своими условиями и инструментами. У нас так повелось, что все - для музыкантов, даже если это вызывает сложности".

Он показывает на пульт итальянской группы:

"Они приехали со своим пультом. Нужно подключить его к нашей системе. В обычной ситуации мы бы просто забрали сигнал, а здесь нужно, чтобы работало безупречно: и их оборудование, и наше. И на все - максимум 10 минут".

Особый вызов, по его мнению, этнические инструменты.

"Некоторые настолько уникальные, что нет даже второго такого. Надо не просто озвучить - надо, чтобы он звучал именно так, как должен. Красиво. Живо. Честно".

Рядом - режиссер фестиваля, которая подхватывает мысль:

"Тут никто не работает 'сам по себе'. Музыканты, свет, звук, режиссура - это все один организм. Иногда звукорежиссер даже помогает артисту раскачать публику. Они чувствуют друг друга. Это и есть магия".

Саундчек и оживление сцены

Сцена уже "живая", артисты выходят на саундчек. Несколько ударов по барабану - и звук проносится через пустую площадь. На пультовой кто-то проверяет каналы микрофонов, кто-то крутит фейдеры.

Арт-директор отвечает за визуальный язык фестиваля. Он "переводит" музыку в картинку, переслушивая каждую композицию сотни раз, чтобы уловить ритм и атмосферу.

"Каждая группа играет по 7-10 композиций. Всего коллективов около десяти. Это более 70 треков, и под каждый нужно придумать отдельный визуал. Все должно быть уникальным".

За сценой - движение. В центре этой суеты - ассистент режиссера, которая контролирует тайминг и координирует волонтеров.

"Здесь невозможно быть в стороне, - говорит она. - Ты все время на связи: с артистами, с координаторами, с волонтерами. Ты будто сам становишься частью сцены".

На каждой репетиции идет точный замер времени, необходимого для установки инструментов и оборудования конкретной группы.

Между выступлениями техники устанавливают оборудование и настраивают звук для следующей группы. Чтобы заполнить паузу, на сцену выходит диджей, который продолжает держать ритм.

"Как настрой? Готов к выступлению?" - спрашиваем его у пульта.

"Как всегда, - отвечает он. - Здесь важно не просто включить трек. Нужно подхватить настроение и не дать ему упасть".

Финальные приготовления и первые зрители

Площадь уже не выглядит пустой. Вокруг сцены начинают собираться первые зрители: кто-то сидит на лавочках, кто-то рассматривает изделия ручной работы. В воздухе пахнет баурсаками и легким волнением.

В гримерках - последние штрихи. За сценой продолжается марафон микрорешений. Организаторы переглядываются: "Ну что, идем по графику?" Все знают - вот-вот.

Обратный отсчет

За полчаса до старта на площади уже не протолкнуться. Люди подтягиваются к сцене, готовят телефоны. Кто-то встает на носочки, чтобы увидеть лучше, кто-то снимает stories с хештегом, кто-то просто молча смотрит вперед - в ожидании первых звуков.

Сцена уже сияет. Световые приборы выстроены, звук отстроен, мониторы на местах. Техники пробегают последние круги, осматривая сцепки и розетки.

Запускается 30-минутный диджей-сет - это звуковой мост между дневной суетой и вечерним действом.

На часах 17:55, а на LED-экране появляется обратный отсчет: 5 минут. 4. 3. Команда замирает, на их лицах волнение, смешанное с концентрацией. Отсчет заканчивается джинглом фестиваля и мощными раскатами грома.

"Это как запуск ракеты. Ты либо готов, либо нет".

И вот - первый аккорд. Сцена взрывается светом, публика - аплодисментами.

Фестиваль начинается.

В ритме вечера

С каждой минутой фестиваль становится громче и ярче. На сцене сменяются коллективы. За кулисами - другая сцена, невидимая. Здесь все работает, как по нотам: артисты готовятся к выходу, техники меняют сетап.

Артисты, только что вернувшиеся со сцены, улыбаются. Другие настраиваются.

Ассистент режиссера провожает артистов на сцену - по традиции обмениваются хлопком ладоней на удачу. А когда те возвращаются, спрашивают: "Ну как? Как было?" Хотя по аплодисментам и крикам в толпе все и так ясно.

"Самое сложное - это бесшовность шоу, - говорит она. - У нас нет пауз, все идет потоком. Нужно быть уверенной, что каждый артист готов".

Артисты, особенно те, кто впервые приехал, часто не знают, чего ждать от фестиваля. А потом выходят со сцены и говорят: "Вау! Это международный уровень".

А на площади - настоящая палитра эмоций.

Финальные аккорды

Фестиваль подходит к концу. Звучат последние композиции. За сценой - короткие команды по рации и облегченные улыбки. Первый день закончился. Все получилось.

"Многие думают, что в конце наступает облегчение, - говорит продюсер. - А я скажу неожиданную вещь: наступает грусть. Для многих из нашей команды фестиваль стал родным".

На вопрос о самых сложных моментах он рассказывает:

"Например, у группы редкий барабан. Мы его нигде не могли найти. В итоге приняли решение: летят со своим. Барабан разобрали, собрали уже здесь".

Над площадью звучит голос диктора:

"Команда фестиваля выражает искреннюю благодарность всем, кто стал частью этого большого культурного события! Первый день фестиваля завершен. До встречи завтра".

На финальных минутах на сцену поднимаются все - артисты, команда, волонтеры. Впереди сцены - зрители, и в этот момент по традиции - вся площадь становится единым кадром, делая общее фото на память.

Фестиваль - это не только музыка. Это люди, которые остаются за кадром, создавая яркую картину. Они делают праздник. И они обязательно сделают его снова.

А впереди второй день фестиваля, где выступят артисты из разных стран, завершив все большим музыкальным перформансом, который оживит ночное небо.

Фото: Глеб Терлецкий и Артем Чурсинов.

Поделиться:
Все изображения и материалы в публикации получены из открытых источников. Если вы являетесь правообладателем, ознакомьтесь с информацией для правообладателей.