Алматы вновь в ритме музыки: фестиваль The Spirit of Tengri на площади Абая 2023
Алматы вновь стал центром музыкальной культуры, где на площади Абая стартовал уникальный фестиваль современной этномузыки. Для зрителей это были часы музыкального восторга под открытым небом, а для артистов - сцена, объединившая голоса разных культур. За кулисами же команда работала не покладая рук, решая сотни задач и обращая внимание на тысячи деталей, чтобы создать настоящий праздник.
Мы провели день с теми, кто делает фестиваль возможным, слушая, наблюдая и фотографируя. Теперь расскажем, как это было изнутри.
Фестиваль проходит при поддержке генерального партнера.
Подготовка: монтаж, кофе и инструкции
Подготовка к фестивалю началась за несколько дней до его открытия: сцену возвели заранее, расставили шатры и разметили технические зоны. Площадь пока полупустая, слышны шаги монтажников и хлопоты ремесленников, раскладывающих свои изделия.
На сцене трудятся десятки людей: одни раскладывают кабели, другие проверяют свет и настраивают прожекторы. Все должно быть идеально.
За сценой кипит жизнь: склад, гримерки, шатры и столы с оборудованием. Продюсеры проверяют готовность, координаторы дают инструкции волонтерам, а технический специалист открывает план-схему на ноутбуке.
"Даже самый масштабный фестиваль начинается с небольшой команды из пяти-шести человек, - рассказывает продюсер. - А затем вокруг этой основы выстраивается вся остальная команда. Каждый отвечает за свою зону, и со временем она разрастается до сотни человек".
Он смотрит на сцену, где идет подготовка к саундчеку, и добавляет:
"Мы каждый год стараемся показать культуру других стран через эксклюзивный контент. Если честно взглянуть на карту фестивалей Казахстана, самое уникальное - именно здесь. И ремесло, и этномузыка - все настоящее".
На пультовой, главной зоне управления фестивалем, звукорежиссер работает с самого начала фестиваля.
"Самая большая сложность в том, что это не сольный концерт, - говорит он. - Каждый артист приезжает со своими условиями и инструментами. У нас так повелось, что все - для музыкантов, даже если это вызывает сложности".
Он показывает на пульт итальянской группы:
"Они приехали со своим пультом. Нужно подключить его к нашей системе. В обычной ситуации мы бы просто забрали сигнал, а здесь нужно, чтобы работало безупречно: и их оборудование, и наше. И на все - максимум 10 минут".
Особый вызов, по его мнению, этнические инструменты.
"Некоторые настолько уникальные, что нет даже второго такого. Надо не просто озвучить - надо, чтобы он звучал именно так, как должен. Красиво. Живо. Честно".
Рядом - режиссер фестиваля, которая подхватывает мысль:
"Тут никто не работает 'сам по себе'. Музыканты, свет, звук, режиссура - это все один организм. Иногда звукорежиссер даже помогает артисту раскачать публику. Они чувствуют друг друга. Это и есть магия".
Саундчек и оживление сцены
Сцена уже "живая", артисты выходят на саундчек. Несколько ударов по барабану - и звук проносится через пустую площадь. На пультовой кто-то проверяет каналы микрофонов, кто-то крутит фейдеры.
Арт-директор отвечает за визуальный язык фестиваля. Он "переводит" музыку в картинку, переслушивая каждую композицию сотни раз, чтобы уловить ритм и атмосферу.
"Каждая группа играет по 7-10 композиций. Всего коллективов около десяти. Это более 70 треков, и под каждый нужно придумать отдельный визуал. Все должно быть уникальным".
За сценой - движение. В центре этой суеты - ассистент режиссера, которая контролирует тайминг и координирует волонтеров.
"Здесь невозможно быть в стороне, - говорит она. - Ты все время на связи: с артистами, с координаторами, с волонтерами. Ты будто сам становишься частью сцены".
На каждой репетиции идет точный замер времени, необходимого для установки инструментов и оборудования конкретной группы.
Между выступлениями техники устанавливают оборудование и настраивают звук для следующей группы. Чтобы заполнить паузу, на сцену выходит диджей, который продолжает держать ритм.
"Как настрой? Готов к выступлению?" - спрашиваем его у пульта.
"Как всегда, - отвечает он. - Здесь важно не просто включить трек. Нужно подхватить настроение и не дать ему упасть".
Финальные приготовления и первые зрители
Площадь уже не выглядит пустой. Вокруг сцены начинают собираться первые зрители: кто-то сидит на лавочках, кто-то рассматривает изделия ручной работы. В воздухе пахнет баурсаками и легким волнением.
В гримерках - последние штрихи. За сценой продолжается марафон микрорешений. Организаторы переглядываются: "Ну что, идем по графику?" Все знают - вот-вот.
Обратный отсчет
За полчаса до старта на площади уже не протолкнуться. Люди подтягиваются к сцене, готовят телефоны. Кто-то встает на носочки, чтобы увидеть лучше, кто-то снимает stories с хештегом, кто-то просто молча смотрит вперед - в ожидании первых звуков.
Сцена уже сияет. Световые приборы выстроены, звук отстроен, мониторы на местах. Техники пробегают последние круги, осматривая сцепки и розетки.
Запускается 30-минутный диджей-сет - это звуковой мост между дневной суетой и вечерним действом.
На часах 17:55, а на LED-экране появляется обратный отсчет: 5 минут. 4. 3. Команда замирает, на их лицах волнение, смешанное с концентрацией. Отсчет заканчивается джинглом фестиваля и мощными раскатами грома.
"Это как запуск ракеты. Ты либо готов, либо нет".
И вот - первый аккорд. Сцена взрывается светом, публика - аплодисментами.
Фестиваль начинается.
В ритме вечера
С каждой минутой фестиваль становится громче и ярче. На сцене сменяются коллективы. За кулисами - другая сцена, невидимая. Здесь все работает, как по нотам: артисты готовятся к выходу, техники меняют сетап.
Артисты, только что вернувшиеся со сцены, улыбаются. Другие настраиваются.
Ассистент режиссера провожает артистов на сцену - по традиции обмениваются хлопком ладоней на удачу. А когда те возвращаются, спрашивают: "Ну как? Как было?" Хотя по аплодисментам и крикам в толпе все и так ясно.
"Самое сложное - это бесшовность шоу, - говорит она. - У нас нет пауз, все идет потоком. Нужно быть уверенной, что каждый артист готов".
Артисты, особенно те, кто впервые приехал, часто не знают, чего ждать от фестиваля. А потом выходят со сцены и говорят: "Вау! Это международный уровень".
А на площади - настоящая палитра эмоций.
Финальные аккорды
Фестиваль подходит к концу. Звучат последние композиции. За сценой - короткие команды по рации и облегченные улыбки. Первый день закончился. Все получилось.
"Многие думают, что в конце наступает облегчение, - говорит продюсер. - А я скажу неожиданную вещь: наступает грусть. Для многих из нашей команды фестиваль стал родным".
На вопрос о самых сложных моментах он рассказывает:
"Например, у группы редкий барабан. Мы его нигде не могли найти. В итоге приняли решение: летят со своим. Барабан разобрали, собрали уже здесь".
Над площадью звучит голос диктора:
"Команда фестиваля выражает искреннюю благодарность всем, кто стал частью этого большого культурного события! Первый день фестиваля завершен. До встречи завтра".
На финальных минутах на сцену поднимаются все - артисты, команда, волонтеры. Впереди сцены - зрители, и в этот момент по традиции - вся площадь становится единым кадром, делая общее фото на память.
Фестиваль - это не только музыка. Это люди, которые остаются за кадром, создавая яркую картину. Они делают праздник. И они обязательно сделают его снова.
А впереди второй день фестиваля, где выступят артисты из разных стран, завершив все большим музыкальным перформансом, который оживит ночное небо.
Фото: Глеб Терлецкий и Артем Чурсинов.
-
Астана поднимает штангу: юные атлеты Азии готовы к весомым достижениям!4-07-2025, 21:39 9
-
Что скрывает тишина: тревога на вокзале Астаны?19-06-2025, 22:39 301
-
Астана и Алматы: новые автобусные маршруты свяжут аэропорты и центры городов с 1 ноября10-06-2025, 17:39 121
-
Падение с высоты: когда любовь становится смертельной игрой в Астане20-06-2025, 12:07 102