Алматинский смог: уроки из китайской дымки

Алматы, словно задыхающийся гигант, погружен в плотный смог, как в невидимую клетку, из которой нет выхода. Но Пекин, некогда утопавший в сером облаке, нашел ключ к свободе, превратив свои улицы в чистые артерии, где воздух свеж, как утренний бриз. Может ли Алматы, вдохновившись китайским чудом, расправить свои крылья и взлететь над смогом, оставив его в прошлом?
Алматинский смог: уроки из китайской дымки

Алматы стабильно входит в международные рейтинги городов с наиболее загрязненным воздухом. Угольные ТЭЦ, автомобили, частный сектор, а также здания, перекрывающие воздушные потоки, создают тяжелую обстановку, заметную визуально. Но как помочь городу? Изучим опыт Пекина, где ситуация была куда хуже, но сейчас жители столицы КНР наслаждаются голубым небом и чистым воздухом. Как им это удалось и применим ли их опыт к Алматы?

Какова ситуация в Алматы?

По данным Казгидромета, в 2024 году уровень загрязнения воздуха в Алматы достиг критической отметки и классифицируется как "очень высокий". Основные вредные вещества – микрочастицы (PM2.5 и PM10), оксид углерода, диоксид серы и азота, формальдегид.

Причины загрязнения давно известны: быстрый рост населения, урбанизация, увеличение автомобилей, слабое развитие общественного транспорта и высокая зависимость от угля для отопления и выработки электроэнергии.

"Город проектировался на одно количество населения – около 500 тысяч – а сейчас в нем проживают более двух миллионов человек. Плюс сколько въезжающих в город ежедневно. Сколько бы мы ни говорили о качестве атмосферного воздуха, ситуация лишь усугубляется. Необходимо приводить город к некоторым ограничениям, которые понравятся не всем", – говорит эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК, председатель "Казахского общества охраны природы" Айжан Скакова.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Модератор гражданской инициативы "Чистый воздух Алматы", экоактивист и экономист Асет Наурызбаев называет ситуацию с воздухом в городе критической.

"Согласно исследованиям, каждый четвертый алматинец страдает заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха. Из этого следует, что из ста родившихся абсолютно здоровыми детей двадцать пять со временем заболеют. И вина в этом будет наша, взрослых. Поэтому ситуация критическая", – отметил он.

Как с такой же проблемой справился Пекин?

Те, кто бывал в Пекине примерно 15 лет назад, наверняка помнят, что там была очень похожая ситуация. Смог стоял такой, что людям постоянно приходилось носить маски. Видимость из-за смога иногда была практически нулевой, и даже при проветривании в квартиры попадала дымка.

Сейчас ситуация изменилась. Это чистый и зеленый город, в котором большую часть года видно голубое небо. Ходить в масках больше нет необходимости. Ну а смог образуется гораздо реже, в основном – зимой.

И вот какие меры были приняты, чтобы спасти город:

  • У руководящих чиновников есть KPI, связанный с ответственностью за нарушения в области загрязнения воздуха. В Китае контроль качества воздуха цифровизирован, и если есть превышения, об этом сразу все узнают. Если нарушений много, а меры не предпринимаются, у чиновника накапливаются "отрицательные баллы", что чревато увольнением или понижением в должности.
  • Машинам, работающим на бензине или дизеле, запрещено ездить по городу в определенные дни. Ограничения привязаны к госномеру. Автомобили с определенными номерами не могут выезжать в город в определенные дни. Электромобили могут выезжать когда угодно.
  • Искусственно созданы трудности в получении госномера для дизельных и бензиновых авто. Ежемесячно разыгрывается лотерея, и госномер получают далеко не все желающие.
  • Строительство многоуровневых дорожных развязок разгружает улицы, что позволяет избежать дорожных заторов.

Пекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван СухоруковПекин. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков

  • Заводы и фабрики, загрязняющие воздух, перенесены за пределы города или в другие провинции.
  • Переход на газовое и электрическое отопление. Угольного центрального отопления осталось не так много.
  • Субсидии на метро и автобусы делают общественный транспорт более доступным.
  • Повсеместная установка стоянок с общедоступными велосипедами стимулирует использование экологичного транспорта.

Велосипеды в Пекине. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван СухоруковВелосипеды в Пекине. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков

Применим ли опыт Пекина для Алматы?

Мы поинтересовались у алматинских экологов и экоактивистов, что они думают об опыте Пекина и насколько он применим к Алматы.

"С KPI очень правильная идея, но у нас, к сожалению, не рейтингуются чиновники. По номерам есть отрицательный опыт в том смысле, что богатые покупают два-три автомобиля, а небогатые не могут себе этого позволить. Тем не менее, мера действенная. Перенос производства у нас произошел сам собой в основном. Переход на газ уже осуществляется. Общественный транспорт нами дотируется уже. Нужно его развивать – снижать интервалы и повышать комфортность. Велодорожки надо развивать не только для развития велосипедного движения, но и для самокатов. Необходимо усиливать меры поддержки чистого транспорта: обеспечить инфраструктуру для зарядки электромобилей, закупать больше троллейбусов, электробусов, строить ЛРТ", – считает экоактивист Асет Наурызбаев.

Эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе РК Айжан Скакова отметила, что воздух – комплексная проблема, требующая всестороннего решения. Задействованы должны быть все стороны: и граждане, и бизнес. С 1 января 2025 года вступила в силу норма об обязательной установке на промышленных предприятиях автоматизированных систем мониторинга выбросов в атмосферу, но они установлены далеко не везде.

"Необходимо решать вопрос с транспортом, ТЭЦ, печным отоплением, тогда дышать станет легче. Да, население Алматы растет, застройка бешеная, географическое положение, климат – все эти условия не способствуют рассеиванию загрязняющих частиц. Поэтому нужны политическая воля и решительные действия – не бояться устранять проблемы! Есть положение об особом статусе Алматы – город может внедрять любые экологические подходы, во многом самостоятельно принимая решения. Этим и нужно пользоваться, пока действительно не стало поздно", – добавила эксперт.

К слову о политической воле: вспоминается февральская новость этого года, когда экс-акиму Алматы Ерболату Досаеву в очередной раз задали вопрос об экологической обстановке. Он тогда не смог пообещать, что проблема будет решена быстро, сказал: "Слово не дам, но выбросы снизим".

Стоит заметить, что бывший алматинский градоначальник посещал Пекин в начале этого года. Там он ознакомился с принципами развития столицы Китая и отметил, что "Алматы и Пекин следуют схожему пути развития". А также подчеркнул, что "важно перенять лучшие практики мегаполиса с учетом специфики нашего города". Вот только перенимать опыт придется уже новому акиму Алматы Дархану Сатыбалды, назначенному на эту должность 24 мая 2025 года. Остается надеяться, что Ерболат Досаев поделится с ним опытом, который вынес из той поездки в Пекин, а Сатыбалды, в свою очередь, все запомнит и будет внедрять.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Эколог Айжан Скакова также отметила несколько направлений, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Все нижеперечисленное приведено с ее слов:

  • Использование угля загрязняет атмосферный воздух. Сокращать использование угля – это критически важная мера, особенно в контексте доминирующего использования угля в частном секторе. Без масштабной газификации, население будет продолжать использовать доступное, но грязное топливо. Отопление частного сектора – серьезный вклад в загрязнение города. Здесь как раз есть поле работы для устранения таких выбросов, но как это сделать? Запретить сжигать твердое топливо в газифицированных районах Алматы? Возможно, нужны адресные субсидии для населения – это то, что сделали в Пекине, там государство помогло людям решить этот вопрос.
  • ТЭЦ. В Алматы удалось добиться, чтобы ТЭЦ начали переводить на газ. Правда, эксперты говорят, что это улучшит проблему качества воздуха частично, но не решит ее кардинально.
  • Транспорт. Весной 2024 года в Алматы создали рабочую группу экспертов для подготовки законодательной базы, которая в дальнейшем будет регулировать все, что связано с качеством атмосферного воздуха в городе. В процессе разработки специальные правила охраны атмосферного воздуха. На встречах обсуждали вопросы ужесточения контроля за техосмотром автомобилей, запрета эксплуатации машин без катализаторов, постепенного расширения парка экотакси, стимулирование утилизации старых автомобилей.

Смог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан СариевСмог в Алматы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

  • Экозоны. Находится в разработке предложение о создании специальных экологических зон. Алматы планируют разделить на зоны и ограничить туда въезд машин, не соответствующих определенным стандартам, – в зависимости от класса. Эксперты неоднократно поднимали этот вопрос, но он не простой, есть риск, что это вызовет социальное напряжение. И у МВД до сих пор нет ответа на идею создать базу автомобилей в стране – в соответствии с экологическими стандартами. Сегодня предлагается контролировать нестационарные источники выбросов и, в первую очередь, начать с грузового транспорта, который является достаточно серьезным источником загрязнения воздуха в городе.
  • Перенос промышленных предприятий за пределы Алматы. Это тоже уже включалось в стратегические документы, но реализуется слабо. Вокруг города до сих пор действует ряд объектов, существенно загрязняющих воздух. Их вывод требует как политической решимости, так и компенсационных механизмов для бизнеса.

"Опыт Китая показывает, что борьба за чистый воздух – это не только вопрос технологий, но и политической решимости, институциональной подотчетности и широкой поддержки со стороны населения. Алматы может и должно адаптировать успешные меры, но без волевых шагов и межведомственного взаимодействия это останется только на бумаге", – резюмировала эколог.

Ранее на Tengrinews.kz вышел спецпроект "Я хочу дышать", в котором подробно рассказывалось чем дышат алматинцы, каковы реальные данные мониторинга воздуха, что такое PM2.5, а также представлены: информация о самых загрязненных районах Алматы, мнения экспертов, истории героев, страдающих от экологической обстановки и комментарии госорганов.

Читайте также цикл материалов о возможных решениях проблем Алматы:

"Перегруженность Алматы. Три сценария развития города"

"Что будет с Алматы? Город перенаселен или у него слабая инфраструктура?"