Абдрашит Сыдыханов: Искусство Казахстана в Forte Kulanshi Art

В галерее Forte Kulanshi Art открылась выставка картин Абдрашита Сыдыханова, который, начиная с 60-х годов, изменил казахское искусство, используя родовые знаки в своих абстрактных работах. Его творчество, вдохновленное книгой Мухаммеджана Танышпаева о казахских тамгах, отражает поиск самоидентификации и уникальный национальный художественный язык.
Абдрашит Сыдыханов: Искусство Казахстана в Forte Kulanshi Art Астане

В галерее Forte Kulanshi Art открылась выставка работ Абдрашита Сыдыханова, известного художника и кинематографиста, который создал более ста живописных произведений. В рамках рубрики "Куланши. Учимся читать картины" мы пообщались с дочерью художника, Зауреш Сыдыхановой, о его творческом пути и использовании родовых знаков в искусстве.

"Папа начал свою деятельность в 60-х годах XX века вместе с так называемыми 'шестидесятниками'. Это и Салихитдин Айтбаев, и Шаймардан Сариев, и Булат Тогузбаев, и Макум Кисамединов. В 1966 году они организовали большую выставку 'Молодые художники Казахстана' в художественной галерее Тараса Шевченко, где папа впервые представил свои работы как художник станковой живописи, после того как работал в кино."

Фото: Роман Павлов

Шестидесятники известны тем, что они первыми в истории казахского изобразительного искусства пытались создать свой национальный художественный язык, обращаясь к казахскому орнаменту и прикладному искусству, а также к европейским художникам XIX – начала XX века, которые интересовались Востоком.

С течением времени Абдрашит Сыдыханов начал отходить от реалистической манеры письма, приближаясь к абстракционизму. В его работе 1989 года "Собака, пожирающая своих щенят" заметно, как реализм уступает место новым формам.

"У него появляется более условный язык, живопись становится пастозной, картины создаются с использованием густой, неразбавленной краски, которая наносится плотными слоями, создавая рельефные мазки," – отмечает искусствовед.

Фото: А. Сыдыханов "Собака, пожирающая своих щенят"

Важным моментом в его творчестве стало знакомство с книгой Мухаммеджана Танышпаева, которая оказала значительное влияние на его взгляды на искусство.

"После событий в Алматы в 1986 году был большой поток литературы, которая раньше была недоступна. Папа увлекался эзотерикой и наткнулся на самиздат Танышпаева, который в 1925 году издал книгу 'К истории кыргызко-казахского народа', где впервые указал таблицу с 92 знаками тамга. Это было впервые."

Фото: Мухамеджан Тынышпаев

"Танышпаев стал триггером для отца. Он сам уже подходил к абстракционизму, и тут ему попадается книга с казахскими тамгами, где знак – это не только тавро, но и большое духовное наследие. После этого он создал целую выставку," – добавила Зауреш.

Выставка включает работы, в которых можно увидеть отсылки к родовым знакам, оставаясь при этом абстрактными.

"Абстракционизм всегда сложен для восприятия, потому что человеку присуще любоваться тем, что он уже видел. Когда он начал увлекаться тамгой, он искал фактуру. Например, он использовал крышечки от кефира и пшено, чтобы добиться нужной текстуры," – пояснила Зауреш.

Фото: Роман Павлов

"Кефир – это еще и наша среда. Здесь похожая история, как у Уорхола с его банками 'Супа Кэмпбелл'. Героями картин становятся не библейские сюжеты, а наша жизнь. В абстракционизме нет четкого сюжета, который так хочется увидеть," – считает Зауреш.

Как воспринимать картины без четкого смысла?

По словам Зауреш, в работах Абдрашита Сыдыханова не нужно искать смысл, их просто нужно смотреть и воспринимать по-своему.

"Он всегда говорил: 'Я подхожу к пустому холсту и не знаю, что на нем будет'. Он не рисует, а его рука исполняет танец. Цвет ведет его," – рассказала Садыханова.

На некоторых картинах, таких как "Знак номер восемь", образы размываются, в то время как на других можно увидеть знакомые символы.

"Здесь есть шанырак – важный символ для казахов. Он часто оставлял его как печать на своих работах. Также на картине 'Ак Орда' изображены два всадника, которые являются условными. Не ищите сюжета, это абстракция," – добавила Зауреш.

Фото: А. Сыдыханов "Знак номер восемь"

"У европейцев есть временное восприятие, а у нас – пространственное. В казахской степи ощущение, что ты где-то в космосе. Это национальное восприятие мира сильно ощущается в картинах Сыдыханова," – подытожила дочь художника.

Абдрашит Сыдыханов родился в 1937 году и ушел из жизни в 2011 году. Он снялся более чем в 1000 фильмах "Казахфильма", включая "Чокан Валиханов" и "Путь Абая". Его работы выставлены в музеях по всему миру, включая Польшу, США, ОАЭ, Грецию, Францию и Германию.

В Казахстане его картины можно увидеть в Государственном музее искусств имени А. Кастеева, Восточно-Казахстанском областном музее изобразительного искусства и других художественных музеях.

Фото: artchive.ru

Выставка работ Абдрашита Сыдыханова под названием TAÑBA проходит в галерее Forte Kulanshi Art Space.

Поделиться:
Все изображения и материалы в публикации получены из открытых источников. Если вы являетесь правообладателем, ознакомьтесь с информацией для правообладателей.
Популярные новости