Это свежий социальный контракт, интервью вице-премьера Жумангарина о НДС, инфляции и хайпе


- В бюджете Казахстана на 2025 год не хватает 10 триллионов тенге из требуемых 26 триллионов. Чтобы закрыть этот дефицит, средства берутся из Национального фонда и привлекаются на рынке.
- Основная проблема заключается в низкой собираемости налогов, многие бизнесмены не уплачивают НДС, иные используют лазейки в налоговой системе.
- Новая реформа ужесточит контроль за уплатой НДС, что усложнит уклонение от налогообложения через многочисленные мелкие компании.
- Цены вырастут, однако власти планируют поддерживать нуждающихся, повышать зарплаты и предоставлять компенсации за коммунальные услуги.
- Государство намерено инвестировать в бизнес, дополнительные налоговые поступления будут направлены на развитие реального сектора.
- Реформа стартует в 2026 году. Парламент проведет обсуждение закона до июля 2025 года, новые правила могут вступить в силу с 1 января 2026 года.
- Существуют лоббистские группы, выступающие против реформы, некоторые эксперты акцентируют внимание на хайпе вокруг этого вопроса.
Как правительство планирует изменить НДС и когда новая налоговая реформа вступит в силу? Ответы на эти и другие вопросы дает вице-премьер-министр национальной экономики.
- Правительство планирует провести масштабную налоговую реформу. Можно объяснить, почему это необходимо?- Реформа включает в себя изменения не только в налоговом кодексе, но и в бюджетном. Бюджет государства — это целевой фонд для максимального эффективного выполнения обязанностей по развитию и улучшению жизни граждан.
Этот фонд предназначен для инвестирования в экономику страны, и с каждым годом его объем следует увеличивать. Если страна не будет инвестировать в себя, то привлечь иностранные инвестиции окажется затруднительно.
Когда мы начали формирование бюджета на 2025 год, выяснили, что для покрытия затрат в 26 триллионов нам не хватает 10 триллионов. Доходы формируются за счет налогов.
Есть возможности заимствования из Национального фонда, где гарантировано можно получать около двух триллионов тенге ежегодно. У нас также есть дополнительные трансферты от государства, которые помогают закрыть часть дефицита.
Оставшиеся средства — это займы на внутреннем рынке, например, путем выпуска облигаций Министерства финансов. Таким образом, мы закрываем речь о 10 триллионах тенге.
Важно понимать, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно, это приведет к исчерпанию ресурсов Нацфонда или падению доверия к стране.
При анализе ситуации, мы пришли к выводу, что собираемость налогов вызывает опасения. Основные источники доходов — это НДС и корпоративный подоходный налог. У нас уровень собираемости по НДС составляет примерно 40 процентов, реальный же — 20-24 процента.
Мы могли бы оставить все как есть и продолжать заимствовать средства на протяжении многих лет. Однако Нацфонд — это будущее, и продолжая использовать его, мы рискуем, что к 2032 году помощь детям сократится до 8 долларов.
- То есть мы слишком много тратим по сравнению с доходами?
- Вы правы. Высокие социальные затраты представляют собой значительную часть бюджета. Если взять республиканский бюджет, около 37,5 процента уходит на социальные нужды. Плюс, еще около 8 триллионов на развитие регионов.
Социальные ожидания и влияние COVID-19 также оказывают влияние на значительные затраты.
Нужно помнить, что государство заботится о всех гражданах: многодетных матерях, вдовах, беременных женщинах и детях-сиротах.
Бюджет развития направлен на инфраструктурные проекты и финансирование инвестиционных инициатив. Однако, на сегодняшний день он составляет всего 8 процентов от общего бюджета.
С каждым годом объем бюджета развития уменьшается. Это происходит на фоне либерализации налогового режима, что позволяло многим бизнесменам уклоняться от уплаты налогов.
Сейчас более 2 миллионов бизнесменов зарегистрировано в стране, но только 137 тысяч из них являются плательщиками НДС. Это лишь 4 процента от общего числа, которые несут основную налоговую нагрузку.
Имеется порог, при котором бизнесмены не платят НДС. Те, кто имеют доход ниже 78 миллионов тенге, освобождаются от уплаты. Некоторые бизнесмены также работают в специальных налоговых режимах, что усиливает проблему уклонения от налогообложения.
Оптимизация налогов путем дробления компаний становится нормой, однако это вызывает вопросы о возможности такой практики в будущем.
Необходимо исправлять ситуацию, поскольку бизнесмены, имея возможность не платить налоги, этим не пользуются.
Такой подход раздробил бизнес и создал ситуацию, когда у нас фактически имеется налоговая "офшорная зона". Это было одной из причин, по которым реформа вызывает недовольство.
Существуют лоббисты и организуются кампании против реформы, но важно донести, что основным приоритетом остаётся будущее страны и её граждан.
Некоторые обращаются к вопросу о необходимости сокращения госрасходов, что также обсуждается. Мы находим нужные подходы для оптимизации этих расходов.
- Какие есть альтернативные меры, кроме увеличения НДС?
- Можно рассмотреть снижение расходов на регионы и социальные программы, а также уменьшить бюджетные затраты на развитие. Мы постоянно проводим оптимизацию расходов.
Бюджет на 2025 год был принят на уровне 26 триллионов, что на 6 триллионов меньше изначально запланированного.
- Возьмем, к примеру, предпринимателя из Павлодара. Он думает, что ему не выгодно платить налоги, ведь правительство не может справиться со своими расходами?
- Порог 78 миллионов тенге мы предлагаем снизить до 15 миллионов. Практически контролируются 1,3 миллиона бизнесов, и большинство из них находятся в пределах этого порога.
Это касается именно бизнеса, который дробит свои компании, чтобы избежать уплаты налогов. Мы отметим таких бизнесменов и сделаем их плательщиками НДС.
В нормальных условиях бизнесмены приобретают товар, уже включающий НДС, а затем реализуют его, добавляя свою добавленную стоимость. При восстановлении зачетной части нам необходимо, чтобы число плательщиков НДС возросло до 450 тысяч.
Это позволит создать стабильную цепочку НДС и снизить налоговое бремя на добросовестных плательщиков.
После проведенной реформы мы планируем оставлять малый и средний бизнес на особом налоговом режиме с процентными ставками, равными действующим.
- Это касаемо только работников и предпринимателей в розничной торговле?
- Да, это касается тех, кто остается в рознице. Мы предполагаем оставить только бизнес B2C. На данный момент обсуждается сокращение числа ОКЭДов.
- Вы упомянули о повышении ставки НДС. Как это будет выглядеть на практике?
- Повышение до 20 процентов позволит перетасовать налоговую нагрузку. Мы учитывали мнения экспертов и начали обсуждение о введении дифференцированной ставки.
На данный момент обсуждаются трех видов ставки: 16 процентов, 10 процентов и ноль — для социально уязвимых слоев.
Мы стремимся сохранить низкие ставки на продукты питания и для социальной сферы, чтобы не допустить повышения цен для потребителей.
В парламенте готовится законопроект, который уточняет ставки налога на розничную продажу. Важно, чтобы изменения не увеличили финансовую нагрузку на сектор B2B.
- Вы наблюдали социальные медиа, какие наиболее распространенные опасения у граждан?
- Я больше ориентируюсь на мнения экспертов. Социальные сети могут создавать много слухов; важно опираться на умозаключения профессионалов.
Многие занимаются простым хайпом, большинство не понимает, о чем говорят. Нужные расчеты зачастую делаются с ошибками.
- Есть прогнозы о массовом закрытии предприятий, возможной стагнации и падении покупательской способности...
- Существуют разные мнения, но не стоит разделять такие опасения. Если новые меры будут обоснованы, последствия окажутся не столь критичными.
Текущая ставка НДС 12 процентов является одной из самых низких в регионе. Прирост до 20 процентов наблюдается в странах СНГ, но у нас высокая социальная нагрузка.
Расходы на помощь населению требуют значительных средств. Мы значительно отличаемся от соседних стран по уровню социальной поддержки.
С использованием новых ставок мы увеличим доходы бюджета, минимально влияя на конечную стоимость для потребителей. Прогнозируемый прирост инфляции будет незначительным.
Реформа позволит направить средства на поддержку бизнеса, а в фонд поддержки малых и средних предприятий будут направлены дополнительные средства.
Мы планируем обеспечить необходимые условия для развития предпринимательства, улучшая финансовую инфраструктуру.
Сектор, который мы определяем как приоритетный, включает в себя IT, искусственный интеллект, туризм и ряд других отраслей, в которых необходимо создать стабильные и комфортные условия для инвестиций.
Каждый год мы стараемся обеспечить рост бюджета развития, чтобы поддерживать устойчивость финансовых показателей и дальнейшее развитие экономики.
- Учитывая уровень инфляции, ваши прогнозы покажутся оптимистичными. Существует риск значительного повышения этой цифры.
- За инфляцию отвечает Национальный банк, который имеет свои методы расчетов. Прогнозируемый уровень роста не должен оказать негативного влияния.
Я уверенно сужу о своих расчетах. Предстоящая реформа — это возможность наладить взаимоотношения между государством и его гражданами.
Нам не раз предлагали отказаться от предложенных мер, указывая на их неэффективность. Однако, такие изменения необходимы для долгосрочного развития.
- Будут ли введены авансовые платежи по НДС?
- Я отношусь к авансовым платежам с недоверием. Но повышение НДС даст возможность вернуть больше средств при экспорте. Однако необходимость обсуждения с бизнесом остаётся актуальной.
Задолженность по возврату НДС в прошлом году составила значительные суммы, которые требовали немедленной выплаты обратно бизнесу.
- Возможно ли отменить авансовые платежи?
- Это вопрос, который можно будет обсудить, но я не даю никаких окончательных обещаний по этому поводу.
- Можете ли вы охарактеризовать свои главные задачи на посту министра?
- Основной задачей является не только налогообложение, но и развитие в среднесрочной перспективе всей экономики. Налоговая реформа направлена на поддержку производственного сектора.
- Значит, это не просто быстрая реализация реформы и отставка?
- Нет. Это работа, где важно оставить результат, а не просто выполнить задачу.
Текст: Рабига ДюсенгуловаФото: Иван Сухоруков
-
Наследный принц Абу-Даби прибыл в Казахстан с визитом11-05-2025, 20:51 7
-
В Астане 18 мая 2025 года пройдет BI Марафон после длительного перерыва16-05-2025, 14:10 5
-
Экс-депутат Беленцева осуждена на 8,5 лет за хищение более 8,5 миллиардов тенге14-05-2025, 17:00 4
-
Ограничение движения введут на улицах Астаны 7 мая3-05-2025, 13:23 27
-
Генсек компартии Вьетнама прилетит в Астану2-05-2025, 17:08 8
-
Наследный принц Абу-Даби прибыл в Казахстан с визитом11-05-2025, 20:51 7